Непростая ситуация в российской и международной экономике может привести к спаду поставок в Россию импортной органики. Смогут ли российские производители успеть заменить зарубежные аналоги и не снизится ли уровень производства и продаж? Эксперты рынка и сами производители прогнозируют, что, скорее, ситуация будет обратной: рост спроса удержится и может усилиться, продажи может ожидать даже взрывной рост. Но многое зависит от поддержки сектора.
С момента принятия закона об органическом производстве российский рынок органики развивался более активно. Если раньше темпы роста спроса были на уровне примерно 8-10 процентов в год, то в 2020-2021 годах продажи стали существеннее: в 2020 году рост спроса составил 16 процентов, в 2021 году — около 12 процентов. Интересно, что этот рост продаж был реакцией не на закон об органике, а на пандемию: люди осели дома, стали больше заботиться о своем здоровье и рационе. И стали покупать более качественную пищу, несмотря на падение доходов.
«Пока мы продолжали видеть, что в основном рост продаж шел за счет импортной продукции. Несмотря на пандемию, она доставлялась на российские полки», — замечает Олег Мироненко, исполнительный директор НОС. Но ситуация в новых реалиях меняется. Обеспечит ли российский рынок необходимый рост продаж, удержит ли растущий спрос?
Сейчас, по данным НОС, органический рынок в РФ превысил отметку в 220 млн евро. Но в 2022 году, если так и не будут запущены механизмы, обозначенные в законе, следует ожидать, с учетом существующих обстоятельств, вероятнее всего дальнейшее уменьшение роста продаж.
В российской органической сфере действует чуть больше 190 компаний – это те организации, которые включены в список Национального органического союза (НОС). Из них 105 компаний имеют российский сертификат и внесены в реестр Минсельхоза РФ. Растениеводческой российской органической продукции в магазинах немного. Мясная и молочная органика — лидеры продаж, но и ее недостаточно. «Для последующего роста рынка этого объема не хватит. Количество скота в этих компаниях сейчас около 20 тысяч голов, а если развивать рынок дальше, этого будет мало. Например, для того, чтобы 10-15% населения питались органикой, потребуется только молочного стала около 500 тысяч голов», — рассуждает Олег Мироненко, исполнительный директор НОС.
Уход органического импорта – есть ли проблема?
Если раньше соотношение органики на российской полке оценивалось как 80 процентов зарубежной продукции и 20 процентов российской, и пока это соотношение не изменилось, то что будет дальше, зависит от целого ряда причин.
Во-первых, мы серьезно зависим от импорта — например, в закупке семян, обеспечении биопрепаратами. Перспектива заменить их на отечественные есть, но не в ближайшем будущем, поясняет руководитель НОС: чтобы создать российский органический семенной фонд, нужно время. Посадить, вырастить, создать семенной реестр, в целом процесс займет 5-6 лет. Техника в основном тоже импортная.
Во-вторых, уход с полки зарубежной органической продукции может негативно повлиять на психологию потребителя. «Покупатель, приходя в магазин, хочет видеть органику во всем. Не только молоко и мясо, но и другие продукты, которые мы не выпускаем. Поэтому и стоит задача максимально заполнить рынок российскими продуктами, но при 105 производителях это будет сложно», — поясняет Олег Мироненко. Есть органика, которую Россия физически не может выпускать: например, кофе, чай, киви, бананы, компоненты для детского питания.
Важно, что пока ни один из ритейлеров не отказался от органической полки. Да, пересматриваются подходы: где-то отказались от отдельной полки и помещают органику среди другой обычной продукции, просто помечая ее. Где-то продолжают поддерживать полку. Но редеющие ряды из-за ухода импортной органики могут спугнуть покупателя.
Цена – фактор, который уже не смущает покупателя
Говоря о дороговизне органических продуктов, рынок по старинке исходит из параметров 2010-2012 годов, когда органика была дороже в 3-5 раз другой продукции. Но ситуация меняется. «В феврале 2022 года мы делали оценку по мясной, молочной и крупяной продукции. И разница в стоимости между однотипными продуктами не столь высока. Например, натуральное (не порошковое) молоко с короткими сроками годности и органическое молоко — разница между ними составляет от 20 и 60 процентов. По мясу разница примерно такая же, по ряду овощей разница еще ниже», — рассказывает Олег Мироненко.
К тому же пошел рост цен на минеральные удобрения, и цены на индустриальную продукцию начали расти, она начала догонять органическую.
Чтобы сделать органику более доступной, надо увеличивать количество производителей. Это приведет и к развитию органической инфраструктуры, в итоге сделает органику более доступной. Иначе органика так и останется системой питания для слоев богатых и к ним приближенных.
«Почему мы ещё находимся в плену стереотипов в отношении стоимости органической продукции? — задается вопросом Илья Калеткин, основатель и руководитель компании «Аривера». — Сейчас органические продукты реализуются по вполне приемлемым ценам. Конечно, у нас большое количество населения имеет небольшие семейные бюджеты, но уж собственники иномарок и квартир в новых домах однозначно могут найти для себя продукты в сегменте «органик» по адекватной цене».
Задача производителей — поддержать рост спроса, задача государства – поддержать производителей
А как сами производители оценивают перспективы роста производства, продаж и спроса? Опускать руки не думают! Скажем, как отметил Сергей Ключников, коммерческий директор агрохолдинга «АгриВолга», продуктовая линейка компании не будет сокращаться: «Скорее, в наших планах увеличение производства. Например, недавно мы запустили производство и продажу козьего молока под брендом «Углече Поле». Что касается цен, то в связи с ежегодной инфляцией мы традиционно меняем цены раз — максимум два раза в год. В связи с нынешней обстановкой мы будем принимать решение об индексации цен исходя из конкретной ситуации».
Евгений Шифанов, исполнительный директор и соучредитель компании «Черный хлеб», замечает, что подобную ситуацию мы уже наблюдали в пандемию: «Люди закупаются впрок, товарооборот в первые месяцы увеличивается кратно, а потом наступает затишье». Ожидать ли рывка? Любой бизнес со временем растёт, но темпы роста органического рынка остаются и будут оставаться до 2030 года на уровне 10% в год, полагает Евгений Шифанов, связывая это с низким уровнем информирования о полезности органических продуктов в частности и продвижением рынка в целом.
Если у компании есть не только российский, но и давно признанные международные сертификаты, значит, качество ее продукции проверено очень тщательно, и такие производители должны быть готовы к росту спроса на свою продукцию. Потребители, если они столкнутся с тем, что какие-то их любимые западные бренды исчезли с полок, будут переключаться на российских производителей с международной сертификацией, считает Илья Калеткин.
Но, возможно, ожидание снижения благосостояния населения в целом может сказаться негативно на продажах органики.
«И все же я очень рассчитываю на то, что продажи органических продуктов будут расти, поскольку само понятие «органика» уже становится знакомым все большему кругу потребителей, — полагает Илья Калеткин. — Я даже думаю, что мы, возможно, стоим на пороге взрывного роста спроса на органическую продукцию». Ну а производителям органики надо поддержать этот возможный рост спроса наличием самой органической продукции. Тут возникает другая сложность: мало в России органических производителей. Бизнес боится рисков, поясняет Илья Калеткин, или хочет быстрой прибыли, поэтому и идет в масс-маркет. А в органику идут те, кто готов к сложностям и затратам, думая на несколько шагов вперед.
Глава «Черного хлеба» тоже считает, что органический рынок в России будет только расти. Но чтобы обеспечить рост продаж, нужно обеспечить рост производства, а главное – производителей, и здесь немаловажную роль может сыграть государство, меры поддержки.
Эксперты рынка органики прогнозировали, что к 2030 году органическую продукцию будет потреблять 10% населения России. Но сейчас эта цифра, похоже, неактуальна. «Мы подразумевали, что после принятия закона будут работать разные механизмы на разных уровнях. Но за 5 лет мы мало продвинулись. В лучшем случае мы сможем достичь к 2030 году не 10, а 5 процентов населения, потребляющего органику, это при оптимистичных прогнозах», — считает Олег Мироненко. Оценить рост спроса или его падение будет более реально к осени 2022 года.