К 2024 году объем российского агроэкспорта должен вырасти почти вдвое – с 20,8 млрд долларов в 2017 году до 45 млрд долларов, такие цели обозначил Владимир Путин после инаугурации. Российское мясо, действительно, осваивает новые рынки, в основном – азиатские и африканские. По данным Минсельхоза, экспорт птицы, свинины и говядины российского производства вырос за последний год в 1,4 раза. Правда, до мировых лидеров, таких как Бразилия, российским экспортерам еще далеко.
Российская птица улетает на Юг и Восток
По данным Министерства сельского хозяйства, которые приводит сайт «Агроинвестор», в начале апреля поставки российской курятины за границу выросли почти в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с 31,5 до 43 тысяч тонн. Впрочем, доля экспорта в общем объеме продукции отечественного птицеводства по-прежнему невелика – 13,9% в 2017 году.
– Основные импортеры российской курятины – Вьетнам, Украина (имеется в виду ДНР и ЛНР – прим. ред.), а также Азербайджан, ОАЭ, Саудовская Аравия, Узбекистан, Южная Осетия. Экзотические направления: Мозамбик, Конго, Габон, Бенин, Сейшелы, даже Япония. Объемы поставок в эти страны, конечно, минимальные. В Европе, не считая стран ближнего зарубежья, российскую птицу ввозят лишь Сербия и Черногория, – рассказывает Анна Кудрякова, эксперт рынка мяса Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).
Основные экспортеры птицы в России: группа «Ресурс», «Черкизово», ООО «Группа», «Приосколье», «Белая птица» и «Брянский бройлер».
«Взлетит» ли российская свинина?
Экспорт свинины тоже вырос за год в полтора раза – с 16,6 до 23,7 тысячи тонн. При этом за рубеж ушло лишь 1,5% российской свинины. Говядина тоже «подросла», но объем ее вывоза, как и прежде, был незначительным – всего 600 тонн за год.
Один из главных сдерживающих факторов – африканская чума свиней (АЧС), вспышки которой в России стали реже, но все еще случаются – как и в соседних странах. К примеру, недавно очаг эпизоотии был зафиксирован в Гомельской области Беларуси, после чего Россельхознадзор ввел ограничения на ввоз белорусской свинины.
– Сейчас на предприятиях достаточно жесткий контроль. Свинокомплексы, имеющие четвертый компартмент (высший зоосанитарный статус – прим. ред.), хорошо защищены от внешних воздействий. Чаще всего АЧС находят у диких кабанов. Частные подворья не столь жестко соблюдают правила содержания свиней, но на свинокомплексах все достаточно чисто, – отмечает эксперт ИКАР.
Главный мировой производитель свинины и говядины – Бразилия. До недавнего времени бразильское мясо активно поставляли на российский рынок, но в декабре прошлого года Россельхознадзор запретил его ввоз после того, как обнаружил в товаре опасный стимулятор роста рактопамин. На внешних рынках Россия Бразилии – не конкурент, но, по мнению экспертов, у нашей страны – неплохие задатки.
– Движение бразильской свинины по всему миру очень весомо. С нами не сравнить. Вместе с тем сегодняшние российские предприятия, которые производят птицу и свинину, по оснащенности находятся на очень высоком уровне. Основной объем российской свинины идет в Гонконг. Другие экспортные направления: Вьетнам, Украина, Гана, Ангола. Рост экспорта составляет 50% по сравнению с прошлым годом, – рассказывает Анна Кудрякова.
Российский рынок пресытился дешевым мясом
Главный стимул для экспорта как птицы, так и свинины – насыщение внутреннего рынка и снижение внутренних цен. Рост потребления мяса, наблюдавшийся последние три года, замедлился, а с ним остановился и прирост производства.
– Если прошлый и позапрошлый годы были прорывными по приросту производства, то сейчас прибавление объемов идет не так активно. В марте мы даже в первый раз отметили снижение, правда, небольшое – на 0,5%. Если раньше из месяца в месяц мы фиксировали 8, 10, 13, 15%-й прирост по отношению к предыдущим периодам (в январе текущего года он еще был на уровне 8%), то в марте впервые за последние три года прироста не было. Это связано с ситуацией на некоторых крупных предприятиях, которые сокращают объем производства птицы и не закладывают на ближайший год рост ее поголовья из-за насыщения рынка, – объясняет эксперт.
Но говорить о кризисе не приходится. В 2017 году потребление всех видов мяса увеличилось в России на 3%, составив 75 килограммов в год на душу населения. Самые востребованные продукты – свинина и птица. По данным Национального союза свиноводов, их потребление выросло на 4,8% и 5,6% соответственно. По мнению Анны Кудряковой, некоторое снижение потребления мяса россиянами в первые месяцы 2018 года может объясняться сезонными факторами.
– Сейчас объемы все равно большие. В прошлом году мы вышли на высокую планку и сейчас ее поддерживаем. Да, по некоторым областям, например, Белгородской, отмечается снижение в сравнении с прошлым годом, но зато в прошлом году был прирост. Февраль, март, апрель – обычно время затишья, а в мае на рынке начинается активизация. Люди едут на шашлыки, и весной ощущается повышение спроса на мясо. Конечно, производители ждут этот период, несмотря на то, что в полной мере их ожидания никогда не подтверждаются, – отмечает собеседница издания.
Интерес российских компаний к экспорту подогревает снижение внутренних цен. Так, в прошлом году оптовые и розничные цены на курицу упали на 10-20%. В связи с этим некоторые аналитики заговорили о кризисе перепроизводства. Но, по словам руководителя направления стратегического маркетинга группы «Черкизово» Андрея Дальнова, внутрироссийские цены на мясо все еще недостаточно низкие, чтобы сделать освоение внешних рынков вопросом жизни и смерти для отечественных производителей. По его данным, филе грудки бройлера в России стоит сейчас около 2,75 доллара за килограмм, тогда как в Бразилии – 1,4 доллара.
Разборчивая Азия
Об открытии китайского рынка для российской птицы и свинины СМИ сообщили в конце сентября прошлого года, когда Пекин признал свободными от ящура 49 российских регионов. Однако в марте этого года министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что пока речь идет лишь о мясных консервах и супах. Продвижению российского мяса на зарубежные прилавки мешают высокие требования, предъявляемые азиатскими партнерами.
– Добиться возможности экспортировать в какую-то азиатскую страну непросто. Один из сдерживающих факторов – бюрократия. Не все сразу на азиатском рынке можно «пробить», но взаимоотношения постепенно налаживаются. Российский мясной экспорт будет увеличиваться. Компании заинтересованы ездить и договариваться в новые страны, так как на внутреннем рынке ценник довольно низкий. Главное сейчас – это развитие торговых связей. Процесс обсуждения и выхода на новый рынок – не быстрый и не простой, – говорит Анна Кудрякова.