Стоимость сельскохозяйственных земель в основных зернопроизводящих регионах в 2017 г. достигла пика за последние пять лет – как в рублях, так и в долларах. К такому выводу пришли аналитики отраслевого центра «Совэкон» по итогам ежегодного исследования.
Среди фундаментальных причин – рекордные прибыли сельхозпроизводителей в сезоне 2016/17, связанные с хорошими урожаями и относительно высокими рублевыми ценами на большинство товаров, указывает директор «Совэкона» Андрей Сизов.
Кроме того, сохраняется высокий спрос на земли со стороны преимущественно российского капитала в лице профильных инвесторов, добавляет он. Среди самых активных публичных покупателей Сизов называет аграрное подразделение АФК «Система», Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева семьи министра сельского хозяйства и «Волго-Донсельхозинвест» семьи Сергея Кукуры, советника президента «Лукойла» Вагита Алекперова. Также в растениеводческий бизнес продолжают приходить новые игроки вроде структур Романа Авдеева. За год – с IV квартала 2016 г. по III квартал 2017 г. – структуры «Системы», по данным АФК, увеличили земельный банк более чем в 1,5 раза – с 247 000 до 380 000 га. Весной «Волго-Донсельхозинвест» закрыл сделку по покупке российских активов шведской Black Earth Farming – 244 000 га. В конце 2016 г. концерн «Россиум» Авдеева купил 99% липецкого агрохолдинга «Агронова-Л», который выращивает зерновые и масличные более чем на 70 000 га в Липецкой и Тамбовской областях.
При этом российские сельхозземли по-прежнему недооценены по сравнению с угодьями в других странах, например в Восточной Европе, добавляет Сизов. Но в некоторых регионах, например в Курской области, цены необоснованно завышены, считает руководитель юридического департамента агрохолдинга «Мираторг» Александр Краснов.
Земля дорожала последние годы, но в этом году рост замедлился или даже остановился, замечает управляющий директор отраслевой консалтинговой компании BEFL Владислав Новоселов. Основная причина предыдущего роста, по его словам, – увеличение доходности в сельском хозяйстве во многом за счет девальвации.
В ближайший год рост стоимости земли на юге может ощутимо замедлиться, а в более отдаленных от экспортных портов регионах и вовсе стагнировать или даже цены снизятся, считает Сизов.
Внутренние цены на все основные сельхозтовары – прежде всего зерно – очень сильно упали в этом году на фоне рекордного урожая зерна, объясняет он. По данным «Совэкона», в ноябре основной экспортный товар – пшеница 4-го класса на юге была на 10% дешевле, чем год назад, в центре – на 20%, в Поволжье – на треть. В 2017 г. цены всех основных товаров сильно снизились, соглашается Новоселов, а проблемы с хранением и перевозкой значительно сократили доходы участников рынка. Многие вчерашние покупатели земли взяли паузу в ожидании снижения цен, резюмирует Новоселов.
Цены на землю – особенно в центральных регионах – уже стали снижаться, указывает Краснов: «Сегодня земли можно приобрести на 10–15% дешевле, чем в начале года».
При этом, по его словам, улучшилось качество предложения: есть выбор больших массивов – от 5000–6000 га, больше предлагается обработанных земель, раньше за такие давали премию к рынку, вспоминает он, а теперь – нет.
Кроме того, заметно снизилось число спекулянтов, продолжает Краснов: держать землю в ожидании роста больше не выгодно из-за высоких налогов и штрафов для тех, кто не обрабатывает угодья.