Амиран Занилов: Органика – время дискуссий ушло


Амиран Занилов, к.с.н., ученый-агроном, завфедрой трансфера инноваций ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК» при Минсельхозе РФ хорошо известен в мире органики. О будущем органического сельского хозяйства в России он рассказывает в интервью «Крестьянским ведомостям».

А Занилов

– Амиран Хабидович, периодически приходится слышать от авторитетных экспертов, что в России нет органического сельского хозяйства, не просто нет, а даже не может быть. Что вы на это скажете?

– Как могли быть в России приняты государственные стандарты и рассматриваться законопроект, регулирующий производство и оборот органической продукции, если не существует соответствующего сегмента. Такие утверждения возникают от неизученности вопроса. Органическое сельское хозяйство в России существует, органические предприятия функционируют и достаточно стабильно, только вопрос в другом – по каким стандартам они сертифицируются.

Как правило, сертификация проходит по требованиям стандартов Евросоюза. Честно говоря, время дискуссий о наличии органического сегмента в российском АПК давно прошло. Сегодня стоят более насущные задачи, не имеющие отношения к философским вопросам «быть или не быть органике». На данном этапе актуальной проблемой является обучение и предоставление начинающим «органикам» информации об особенностях данного вида хозяйствования, совершенствование научными организациями существующих технологий органического производства, увеличение объемов производства и обеспечение спроса на российскую органику со стороны зарубежных потребителей.

– Сейчас существует несколько размытых. близких по смыслу понятий – биологизация, биодинамика, пермакультура, природное земледелие. Это все одно и то же? Или это разные направления? В чем разница?

– Помочь может законодательство. В принятых стандартах определений «природная», «пермакультура» нет. А если человек заявляет, что его продукция органическая и маркирует ее соответствующим знаком, то у него должен иметься сертификат, позволяющий проследить историю происхождения продукта и условия его производства.

– Органическое сельское хозяйство это для крупных или для мелких фермеров? А биологизация?

– Раньше считалось, что данная форма хозяйствования больше подходит для мелких с площадью 2-5 га. К примеру, в ЕС немного площадей, тем не менее, и там существует тенденция укрупнения органических хозяйств. Часто фермеры кооперируются для повышения рентабельности производства. Если говорить о России, то, скорее всего, на внутренний рынок буду ориентированы некрупные хозяйства, особенно те, что производят скоропортящуюся продукцию, а на внешний – где есть запрос на большие объемы зерновых, зерно-бобовых, технических культур – будут ориентированы крупные производители.

Что касается биологизации, то проблема снова возникает с трактовкой данного термина и возможностью донести до потребителя информацию о конкурентных с экологической точки зрения преимуществах, особенно если производитель рассчитывает на большую добавленную стоимость.

– Какие культуры больше подходят для выращивания по технологии «органик»?

– Любая культура может быть произведена по органическим требованиям, если учитывать в первую очередь соответствие выбранного сорта или гибрида растений, породы животных почвенно-климатическим условиям места производства.

– Кто занимается органикой?

– В России органические производства ориентированы на идейность. Все, с кем я общался, кто производили, или производят, или собираются производить органику – все они идейные люди. Я мало встречал людей, которые переходили на органическое производство исходя из экономической целесообразности. В России пока нет таких условий, как, скажем, в Австрии, где есть дотации, официально установленные цены.

– Что лично вас подвигло на выбор данного направления в работе?

– Интерес начался с позиции потребителя: что мы ежедневно вкушаем? Стал изучать технологии производства овощной и плодовой продукции и понял, что регламент применения агрохимикатов очень сложно выдержать, а на практике, где для многих фермеров главное – получить презентабельный товар, вопрос соблюдения регламента стоит на последнем месте. Стал изучать литературу, общаться со специалистами, проводить исследования по поиску альтернативных агрохимикатам средств защиты растений.

На юге России это является острой проблемой. Во-первых, высокая плотность населения влияет на близость расположения жилого сектора к плантациям, во-вторых, как наиболее рентабельная производится плодовоовощная продукция. На них в свою очередь приходится наибольшее количество пестицидных обработок, в-третьих, проблема связана не только с интоксикацией работников и населения, живущего поблизости, но и с тем, что такую продукцию потребляют люди практически во всех регионах европейской части страны. И вопрос принятия региональных программ биологизации АПК по примеру Белгородской области может оказаться выходом из сложившейся ситуации.

– С какими сложностями сталкиваются те, кто перешел на биологизацию и ОСХ? Назовите типичные ошибки.

– Наиболее сложным оказывается перенастроить мышление при разработке технологий. Приходится больше внимания уделять биологическим особенностям культурных растений, вести мониторинг за их состоянием, распространением болезней и вредителей, изучать действие допущенных к производству органической продукции средств, вести качественный севооборот.

Отсутствие скрупулезного подхода производителя в первое время может привести к частичной потере урожая. С другой стороны, это можно рассматривать как диагностику: насколько фермеру все это нужно? Если он в дальнейшем отказался, то это был просто эмоциональный всплеск и это ему не надо. Если он продолжил, значит, готов бороться за решение этой проблемы.

– Какие научно-исследовательские работы необходимо проводить для повышения эффективности органического и биологического земледелия?

– Важны исследования в области защиты растений от болезней, от вредителей, сорняков. Необходимо испытывать не только отдельные средства, но и оценивать эффективность сочетания средств. На сегодня органические технологии нуждаются в биоинсектицидах, в связи с этим создание новых препаратов – важное условие повышения эффективности органического производства. Неплохо дела обстоят с биофунгицидами, тем не менее, следует работать над препаратами, которые можно использовать при неблагоприятных погодных условиях. Следует внедрять элементы защиты растений на основе энтомофагов не только в закрытом, но и открытом грунте.

Отдельно стоит вопрос по системе удобрения. Здесь необходимы исследования на стыке наук микробиологии, почвоведения и агрохимии.

– Есть ли российские инновационные разработки для органического сельского хозяйства?

– Да, Институт органического сельского хозяйства начал производство биооргано-минерального комплекса нового поколения, его особенность в сочетании трех компонентов — органической, минеральной и микробиологической. Можно сказать, что эта инновация продемонстрировала наиболее высокие результаты.  Удобрение имеет круглую форму, вносится сеялкой и имеет норму внесения около 200 кг/га. Мы провели ряд производственных опытов в разных регионах, зафиксировали прибавку валовой продукции в зависимости от культур на 15-80%, положительную динамику накопления органического вещества, снижение патогенного фона, улучшение стрессоустойчивости растений. Есть еще целый ряд российских разработок, которые можно применять в биологизации земледелия и органическом сельском хозяйстве – это различные виды биоудобрений, микробиологические препараты, энтомофаги. Есть и специальная сельскохозяйственная техника.

– Вы недавно вернулись из Австрии, где побывали на органической ферме, расскажите, пожалуйста, об их опыте. Чему России можно поучиться у Австрии?

– 8% продукции на полках магазина – органического происхождения. Само собой, имеется поддержка органических производителей. В среднем суммарные субсидии на 1 га органической пашни составляют 680 евро. Это достаточно серьезная поддержка. Но больше удивило то, что субсидии далеко не самый главный стимул для фермеров. Органика в Австрии экономически эффективна, здесь получают высокие урожаи зерновых культур.  Все работает без пестицидов.

Родилась идея провести исследование в области агрохимии – понять механизмы аккумуляции микро и макроэлементов в пахотном слое без применения минеральных удобрений. В хозяйстве, которое я посещал в Австрии, фермер работает по органической технологии с 1989 года, и за 27 лет у него ни разу не было случая потери урожая от заболеваний и вредителей. Если в цифрах: средняя урожайность кукурузы на зерно составляет 10 т/га, зерновых – 6-7 т/га. В 2016 году, который оказался благоприятным, зерна кукурузы собрано 14 т/га. Также фермер содержит 120 дойных коров-симменталов, все на свободном выпасе. Корма – только сено, сенаж, никаких комбикормов. Средний надой – 9500 литров. Это очень серьезные цифры. Такой опыт применим у нас, в России, только с оглядкой на почвенно-климатические характеристики и систему обработки почвы.

– Поделитесь, пожалуйста, своими личными впечатлениями, заметили ли вы какие-то перемены в полях и садах после перехода на органические технологии?

– В саду появились богомол, разнообразные виды божьих коровок. Меняется вид деревьев в окраске – видно, что здесь отсутствует стресс, вызываемый пестицидами. Особенно это заметно, когда можно сравнить сады, возделываемые по различным технологиям в непосредственной близости.

– О пользе органических продуктов для здоровья не утихают споры много лет. Как вы считаете, есть ли разница между промышленными продуктами и органическими?

– Мы оценивали биологическую активность почвы. Пестициды блокируют ферментативную активность в ней. Частые обработки агрохимикатами изменяют органолептические свойства плодов, вкус менее насыщенный. Вкус и запах одного и того же сорта яблок, который производили по технологии органик и по интенсивной технологии, существенно отличались. В 2013 году яблоки, произведенные с элементами органической технологии, продавались в супермаркете, и менеджер поделилась впечатлением – покупатели сначала нюхали яблоко, после чего принималось решение о его приобретении.

– Каковы этапы перехода на технологии органик?

– Для этого следует многое проанализировать, понять, что из себя представляет участок земли, отведенный под производство органической продукции, выбрать рентабельный вид и самое главное просчитать, куда конечный продукт будет сбываться. Важно, с какими болезнями и вредителями придется бороться, изучить, какие данные есть по биологической защите в ВУЗах, ВНИИ, у производителей биопрепаратов. Их нужно максимально апробировать. Предупрежден – вооружен, только так. Других способов нет.

– Может ли биологизация быть этапом к органике?

– Поэтапное внедрение элементов биологизации сельскохозяйственного производства позволит выстроить без лишних рисков эффективную органическую технологию.

– Амиран Хабидович, с какими сложностями вам пришлось столкнуться и как вы их преодолевали?

– Самой большой проблемой было изучение биологических средств защиты растений. Сложность в том, что человек ограничен своими знаниями. Надо все испытывать, так как на рынке существует несколько десятков средств. Многие из них испытали биофунгициды, биоинсектициды, стимуляторы роста —  есть понимание что выбрать, но со многими еще придется поработать.

На снимках: А. Занилов на ферме

Фото автора и Анны Любоведской

Автор: Александр РЫБАКОВ

Источник: «Крестьянские ведомости»

 

2017-04-03T13:03:10+00:00 3 апреля , 2017|Рубрики: Новости ИКС|