Молочная отрасль-2016: неопределенность сохраняется


Надейся на …

По итогам опроса прошлого года на сайте dairynews.ru, большинство участников рынка не ждали помощи о государства и надеялись только на себя. 2016 год оправдал их ожидания. По словам Артема Белова, исполнительного директора «Союзмолоко», поддержка молочной отрасли в текущем году уменьшилась. «Несмотря на декларируемые заявления об увеличении господдержки, с 2013 по 2015 гг. объемы поддержки сокращались на 20%. В 2016 году она осталась на уровне 2013 года», — заявил Артем Белов на конференции «Агрохолдинги-2016».

Непредсказуемость государственной поддержки молочной отрасли приводит к снижению инвестиционной привлекательности сектора, поскольку такие проекты окупаются не ранее, чем за 8-10 лет. В этом сходятся эксперты и участники рынка, опрошенные The DairyNews. В то же время, часть из них отмечает, что поддержка государства может выражаться не только в денежном эквиваленте, а, например, в содействии подключению коммуникаций и упрощению оформления документации.
Часть опрошенных ожидало, что 2015 год принесет волну банкротств. Этого не произошло, однако на излете года прогремел скандал между холдингом Milkiland и «Сбербанком», который в следующем году может закончиться банкротством одного из ведущих молокоперерабатывающих предприятий страны – «Останкинского молочного комбината».

2016 год, равно как и предыдущий, стал трудным для всех участников молочной отрасли. Здесь многое зависело от инициативности участников отрасли и их возможности оперативно реагировать на изменения. Так, фермер Александр Саяпин в комментарии The DairyNews рассказал, что в связи с резким ростом цены на молоко, решил продавать сырье, в ущерб собственной переработке. «В конце года сложилась ситуация, когда стало выгоднее продавать сырое молоко, чем его перерабатывать, поэтому мы наполовину сократили объемы переработки», — отметил Александр Саяпин.

Издержки обгоняют

Действительно, резкий рост цены на сырое молоко осенью стал сюрпризом для всей отрасли. Среди факторов повышения цены: продолжающийся дефицит сырья, ограничение белорусского импорта и фактор сезонности. Разумеется, такая цена помогла фермерам увеличить свои доходы, но себестоимость продолжала расти весь год. «Несмотря на рост цены на молоко и его востребованность, издержки обгоняют этот рост», — отметила Елена Стафеева, исполнительный директор НП «Союз животноводов Урала». Во многом, это происходит из-за использования импортной техники и вспомогательных материалов.

«С одной стороны, росли цены на молоко-сырье, что хорошо для сельхозпроизводителя. С другой стороны это привело к снижению покупательной способности населения, падению спроса, что негативно влияет на инвестиционную привлекательность отрасли. Растущие курсы иностранных валют увеличивают издержки в связи с тем, что оборудование, ветпрепараты, кормовые добавки и др. – во многом иностранного происхождения — так же увеличивают издержки», — подчеркнул Михаил Ляско, генеральный директор ООО «Арла Фудс» в комментарии The DairyNews.

Высокая цена на молоко-сырье отрицательно сказалась не только на маленьких предприятиях. «В нашем случае проблемой стало достаточно резкое повышение цен на молоко. Раньше Поволжье отставало от средних цен. Сегодня у нас цена на молоко такая же, как в Подмосковье. Это не является проблемой отрасли, но это является проблемой для нас. Мы оказались в достаточно сложных условиях», — заявил Тарас Кожанов, директор фермы «Лукоз Саба» и заместитель директора «Сернурского сырзавода» в комментарии The DairyNews.

Год сыра

В этом году ожидаемо сохранились контрсанкции, что стало стимулом для развития сыроварения. В результате, 2016 год смело можно назвать годом сыра. «Фермеры смогли занять освободившуюся после введения эмбарго нишу дорогих молочных продуктов, и, в первую очередь, элитных сыров, а также убедить покупателей платить за килограмм русско-европейского сыра 3-4 тыс. рублей. Однако уже понятно, что выросшая маржинальность этого сегмента сделала его привлекательным и для небольших сырных заводов, и в следующем году они попытаются потеснить фермеров в «элитном» сегменте», — отметила Марина Петрова, генеральный директор Petrova Five Consulting.

Финская корпорация Valio начала производить в России сыры под брендом Oltermanni на своем заводе в Ершово. Рост продаж козьих сыров отметил Тарас Кожанов, директор фермы «Лукоз Саба» и заместитель директора «Сернурского сырзавода». «У нас растут продажи козьего сыра и продуктов из козьего молока», — подчеркнул г-н Кожанов.

«Сейчас у нас очередь на сыр – полтора месяца до варки» — рассказал Олег Сирота, владелец сыроварни «Истринский пармезан» в интервью The DairyNews.

«В этом году производство сыров у нас выросло в 3-4 раза. Сейчас перерабатываем примерно 500 литров молока в сутки. Нам удалось достичь стабильности в качестве сыров», — заявил Владимир Старков, владелец тульской сыроварни «Сыр без дыр» в комментарии The DairyNews.

В сегменте сыров появились и необычные проекты. Например, производством овечьих сыров занялась краснодарская компания «Лефкадия».

Планы властей

В этом году власти анонсировали проведение молочных интервенций летом 2017 года. На момент подготовки материала конкретный механизм их проведения, включая ассортимент, закупочные цены и состав регионов-участников, еще не был обнародован. Владимир Волик, директор департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза РФ, в комментарии The DairyNews, заявил, что механизм молочных интервенций будет утвержден в 1 квартале 2017 года.

Позже Джамбулат Хатуов, первый заместитель министра сельского хозяйства РФ, заявил, что Россия может обойтись и без них. Эксперты и участники молочного рынка также расходятся во мнениях относительно целесообразности интервенций.

Осенью Минсельхоз анонсировал сокращение количества субсидий с 54 до 7. Единая субсидия вступит в силу с 1 января 2017 года. Чиновники заверяют, что объем поддержки останется прежним, но многие игроки рынка предполагают, что он уменьшится.

2017: продолжай движение

Большинство участников рынка, опрошенных The DairyNews, встречают Новый год с амбициозными планами. «В 2017 году мы планируем увеличить производство сыров и творога за счет установки современного и мощного оборудования. Ожидаем, что рост объема производства составит от 200 до 300%», — заявил Шамсудин Якубов, генеральный директор «Нальчикского молочного комбината» в комментарии The DairyNews.

В то же время некоторые переработчики предполагают, что их развитие может замедлиться. Так, Александр Сухинин, директор ГК «Деревенский молочный завод» в комментарии The DairyNews отметил, что начавшееся строительство новой фермы на 1800 голов дойного стада, будет идти «более медленными темпами».

Надеются на рост и небольшие сыроварни. «С февраля будущего года планирую купить новый котел вместе с сопутствующим оборудованием и удвоить этот объем», — отметил Владимир Старков. Олег Сирота, получивший недавно кредит от Россельхозбанка, собирается создавать собственную сырьевую базу.

«Мы задумались, в первую очередь, над тем, как нивелировать различные погодные катаклизмы, происходящие в нашем регионе уже три последние года, путем изменения структуры полей, их севооборота и других мероприятий. В следующем году планируем выполнить геологические и геодезические мероприятия и заложить фундамент нового комплекса на 1200 КРС», — отметил Сергей Пестриков, директор ООО «Суксунское» в комментарии The DairyNews.

Стадия наладки

Эксперты, опрошенные The DairyNews, настроены сдержанно по отношению к перспективам молочной отрасли в 2017 году. «Я полагаю, что в 2017 году ситуация осложнится дальнейшими сокращением поголовья КРС и, соответственно, снижением объемов производимого молока-сырья. При этом многие производители молока сами займутся его переработкой и будут искать новые привлекательные сегменты, например, производство детских молочных продуктов. Кроме того, усилится регулирование в области использования растительных жиров и, с большой долей вероятности, сократятся объемы государственной поддержки производства молока», — подчеркнула Марина Петрова.

Предостерегает участников рынка от излишнего оптимизма и Владимир Суровцев, к.э.н., доцент Северо-Западного научно-исследовательского института экономики и организации сельского хозяйства. «Следующий год станет очень тяжелым для участников молочной отрасли. Старые формы поддержки будут отменены, новые будут « в стадии наладки». Цена на молоко в России снова становится выше, чем в Европе (в пересчете на евро), что в случае очень вероятной отмены санкций к концу 2017 года является серьезной угрозой амбициозным инвестиционным проектам, ориентирующимся на высокие цены. Положительный эффект девальвации рубля для отрасли в ближайшие месяцы будет исчерпан, начинают действовать отрицательные последствия – опережающий рост цен на факторы производства», – отметил г-н Суровцев в комментарии The DairyNews.

По словам эксперта Владимира Лабинова, наступающий год будет позитивным для молочного животноводства и трудным для молокоперерабатывающей промышленности. «На мой взгляд, для большинства сыроделов 2017 год будет трудным. Наступающий год будет успешным лишь для тех, из них, которые являются честными и добросовестными производителями, и за период санкций сумели за счет грамотного маркетинга позиционировать свой товар, как продукт, соответствующий выбывшим европейским позициям. К сожалению, таких сыроваров у нас единицы. Также трудности будут у тех, кто занялся производством молокосодержащей продукции», — подчеркнул г-н Лабинов. По его словам, правильной стратегией является вертикальная интеграция. «Тем переработчикам, которые не развивали собственное производство молока было тяжело, и будет еще тяжелее», – добавил эксперт.

Источник: The DairyNews

2016-12-28T10:47:41+00:00 28 декабря , 2016|Рубрики: Животноводство, Новости АПК|