29 ноября Комитет Госдумы по аграрным вопросам провел парламентские слушания по законодательному обеспечению эффективного использования земель сельхозназначения. В них участвовали руководители ряда комитетов ГД, Минсельхоза, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, научно-экспертного сообщества, фермеры.
Ведущий, председатель Комитета Владимир КАШИН провел честный и беспристрастный анализ ситуации.
– За последние 26 лет мы утратили свыше 45% земель сельхозназначения – от 635 млн га до 385 млн. Растащили земли по сусекам разным, категориям. Что касается земель сельхозугодий, то мы имеем 197 млн га. И здесь мы потеряли за эти годы десятки миллионов. Проблемы по пашне – 115 млн. Из оборота вывели 38 млн га, а есть свидетельства, что потеряли 41 млн. Это настораживает. Весь мир идет в одном направлении, а Россия шагает по-другому.
Поэтому мы должны отнестись к слушаниям как стратегически важным. Президент четко поставил задачу остановить негативные процессы. Кто не хочет использовать земли сельхозназначения, тот должен передать их тем, кто хочет и может.
У нас 67% земель в государственной и муниципальной собственности. Мы должны постучать себе по лбу. Почему у нас такая ситуация? Ладно бы в коллективно-долевой форме хозяйствования – там много проблем. Но здесь почему ничего не делается?
Задача комплексная: восстановить, в первую очередь, системные подходы к эффективному использованию сельхозземель, в первую очередь, пашни. Надо уходить от экстенсивного деградирующего процесса к интенсивному, адаптивно-ландшафтному использованию земель. Но как можно об этом говорить, когда внесли минудобрений 2 млн т – 10% от 18 млн т, которые производим. В лучших регионах вносится всего от 40 до 57 кг на гектар.
В 23 раза сократили известкование почвы. Кислые, вторичное засоление, овраги. Появились пустыни в России. Кому надо было уничтожить Роскомзем, он же не сам распался?
Техническая вооруженность находится на низком уровне. В США один трактор приходится на 25 га, в Германии – на 11 га, в России – на 240 га, а норма 73. Надо бить в колокол.
Кто-то в погоне за тем, чтобы стать латифундистом, схватил урочище, а потом превратил его в заросший бурьяном пустырь. Кто-то делал это специально. А многие, кто руководил этим процессом оттуда, из-за «бугра», делали все это специально. А мы думали, «друзья» хотят сделать лучше.
Необходимо возродить землеустройство. Если у нас не будет ФЦП по вводу в оборот 38 млн га, то у нас ничего не получится. Надо принимать законы об охране почвы, о социальном развитии села. У нас сегодня беда пришла на село: сокращаются школьные и дошкольные учреждения, медицина, ДК, нет дорог. Соседи белорусы настроили агрогородки, а у нас с лица земли стираются деревни. Нет тучных лугов, стад на пастбищах. В 100 тыс. деревень меньше 100 человек проживает. Деревня – это не только кормилица, это берегиня наших территорий, берегиня России!
Ситуация настолько тревожная, что мы все должны задуматься, как её менять – от президента до фермера. У нас сегодня сотни законов и подзаконных актов, но они пробуксовывают, отсутствует система и я хочу сказать: может быть, и политической воли не хватает.
Возродить федеральную земельную службу
Некоторым диссонансом прозвучало выступление председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, который отметил: «послушал, и такое впечатление – все плохо. Но мы на правильном пути. Экспортируем зерно. За два года с Народным фронтом объехал более 40 регионов – жужжащей очереди за неиспользуемой землей не видел. Последнее время у нас перекос законодательства к обороту земель, но необходимо уделять внимание и качеству земель, а также выделению долей, стимулировать оборот долей.
Нельзя забывать и о поручении президента по отмене деления земель на категории. Тема периодически возникает. Мы столкнемся с тем, что законопроект будет внесен. Нам нужно объяснять людям, зачем идти в сельское хозяйство. Оборот, качество земли и предпринимательская деятельность – три составляющие, с которыми мы должны работать».
Ничего конкретного по земельной теме не сказал руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский. Проведя экскурс в историю и сообщив о личном участии в развитии сельского хозяйства (50 лет назад написал письмо генсеку Брежневу, чтобы в аграрные вузы принимали только селян), лидер ЛДПР предложил «оставлять сельхозпродукцию в стране, чтобы закрепить человека на земле. Зачем продавать зерно за границу? Продаем лучшее, оставляем худшее. И, может быть, не надо сообщать об урожае – сбиваем цену. Было 12 тыс. рублей за тонну, стало восемь – в полтора раза упала. Продали фосфаты «Уралкалия». Сбежали за границу. Трамп продал дачу бывшему владельцу «Уралкалия» Диме Рыболовлеву».
Жириновский поднял «кадровый вопрос» в руководстве сельским хозяйством («Федоров – юрист, что он понимал в земле; Ткачев – экс-губернатор, не большой специалист в земле»).
Заместитель Министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин представил «настоящим сельхозникам» новшества в законодательстве и наиболее эффективные, на его взгляд, инновации в нормативно-правовой базе, а также инициативы Минсельхоза по изменению законодательства для эффективного использования земель сельхозназначения.
«Принятый 354-й федеральный закон об изъятии неиспользуемых земель, на наш взгляд, существенный шаг вперед. Есть возможность обратиться в суд об изъятии участка в течение двух месяцев после получения уведомления Россельхознадзора о неиспользовании участка. Выдано 2385 предписаний на землю общей площадью 122,6 тыс. га. Необходимо создание единого реестра сельхозземель с использованием единой государственной информационной системы. Мы уходим от нерегистрируемых договоров продолжительностью менее года. Банки неохотно берут землю в залог, подготовить закон об изъятии во внесудебном порядке».
По делу выступил директор Почвенного института им.В.В.Докучаева академик РАН Андрей Иванов: «Законодательных инициатив достаточно, но нужно создать Федеральную земельную службу, которая занималась бы не только оборотом земель, но и их охраной, а также инвентаризацией имеющихся социально безответственных латифундий, получающих большую господдержку. Фермеры лишены защиты от холдингов. Земельный налог взимается на 2/3, введенные в оборот земельные доли не используются». Он предложил экспорт фосфатов приравнять к торговле недрами или вообще его запретить.
«Земля – наш Сталинград»
Председатель Комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов значение обсуждаемого вопроса охарактеризовал словами из книги: «Земля – наш Сталинград». Он жестко раскритиковал аграрную политику государства, которая «переломила хребет селу»: «Дальневосточный гектар каждый может заказать, а дороги, а вода? По миллиону га брошенной земли имеем в каждом регионе. Через Кубань завозится к нам миллион тонн пальмового масла, которое идет в пищевку и ведет к аллергии у ребятишек. Земля России оценивается вместе с богатствами недр в 250 трлн долл. США. Мы зашли в самый настоящий тупик с земельными отношениями».
Харитонов поддержал рассмотрение комплекса вопросов эффективного использования земель сельхозназначения, предложил «сделать увесистый шаг в этом направлении.
«150 – 200 млн га сегодня нужно отдать людям в бесплатное пользование», – заявил профессор Госуниверситета по землеустройству Николай Комов, предложив внести в законодательство понятие объекта земельных отношений. Он призвал принять законы о землеустройстве, об аренде земли.
Защитить фермеров
В парламентских слушаниях в Госдуме приняла участие делегация фермеров Ставрополья. Перед началом председатель Совета краевой АККОР Виктор Пыленок дал для газеты расширенный вариант своего выступления, сопроводив словами: «Велели уложиться в регламент, а тут вдвое больше» (о проблемах фермеров наше издание уже не раз рассказывало – Авт.).
«Мы приехали по поручению своих коллег-фермеров, владельцев ЛПХ, односельчан, чтобы рассказать о ситуации после принятия краевой Думой поправок в закон о регулировании земельных отношений в регионе, увеличивающий минимальный размер земельного участка при выделе из общего массива с 30 гектаров до 2,5 тысяч, – подчеркнул в своем выступлении В. Пыленок. – Подобные нововведения приняты в интересах агрохолдингов и ведут к закрытию малых фермерских хозяйств. Они убьют фермерство, а вместе с ним и село. Нужны равные условия для ведения малого аграрного бизнеса».
В апреле делегаты 25 съезда фермеров Ставропольского края приняли обращение к Президенту РФ и губернатору, под которым свои подписи поставили пять тысяч крестьян, где сказано, что законопроект ударит в первую очередь по их интересам и владельцам земельных паёв. Прошли собрания и митинги протеста. Сейчас идет глобальное наступление крупного капитала в РФ на землю, подчеркнул Виктор Пыленок. Капитал привлекают плодородные высокоурожайные земли края, где самый многочисленный отряд фермеров обрабатывает более 1 млн га, это 17% пашни, и дает 17% валового сбора. В этом году получены 1 млн 800 тыс. тонн зерна и кукурузы. КФХ собирают 90% овощей в крае. В 2013-2015 годах только благодаря фермерам выполнены целевые индикаторы по производству молока, мяса и поголовью КРС. Например, овец содержится 1 млн 400 тысяч голов, а это второе место среди регионов.
В. Пыленок предложил скорректировать российское законодательство, согласно которому сейчас минимальные размеры земельных участков устанавливают субъекты РФ, на местах «делают что хотят», и это следует изменить. По его мнению, печальный опыт Ставропольского края может быть распространен на всю территорию страны. Существует опасность передела земли. «Пробелы» в федеральном законодательстве приводят к конфликтам, зачастую участки достаются тем, кто, обладая солидными материальными возможностями, отбирает у фермеров землю через суды, оставляя их с кредитами без работы и средств к существованию.
Свое выступление Виктор Пыленок завершил словами: «Пока мы сдерживаем фермеров, но сегодня уже многие высказываются: давайте по опыту кубанцев выведем не 100, а тысячи тракторов для марша» (аплодисменты).
После этих слов сидевший неподалеку от спецкора организатор тракторного марша кубанских фермеров в Москву Алексей Волченко встрепенулся и горячо зааплодировал.
Министр с/х Ставрополья Владимир Ситников привел свои доводы в защиту краевого законопроекта, подчеркнул, что «мы не против фермеров, мы против сомнительных сделок с землей».
Фермеры Кубани настаивали на решении накопившихся проблем рейдерских захватов крестьянско-фермерских хозяйств крупными агрохолдингами, получения льготных кредитов агрохолдингами и другими вопросами, в частности, в Кавказском районе Ставропольского края.
Раздать землю и «закулачить Россию»
По мнению замруководителя фракции «Справедливая Россия» в ГД Олега Нилова, вопросы о мире и о земле, стоявшие 100 лет назад, актуальны и сейчас, в канун 17-го года — столетия Революции. Он призвал «закулачить Россию», выдав фермерам по 100 га для ведения сельского хозяйства и по 1 га каждому россиянину для индивидуального жилищного строительства, ЛПХ и т.д. По его мнению, необходимо начинать с решения вопроса земли, а также с запрета продажи земель сельхозназначения, и с миром будет все в порядке.
Первый заместитель председателя аграрного Комитета Госдумы, президент АККОР Владимир Плотников четко изложил суть: «Сейчас стоит задача вернуть в оборот миллионы гектаров пашни. Необходимо срочно навести порядок в земельных отношениях. Нужно знать каждого владельца, а для этого потребуется создать реестр всех землепользователей. Сейчас ущемляются права фермеров в земельных вопросах, а ведь именно они – основа села – из года в год наращивают производство сельхозпродукции, вводят в оборот в среднем по 854 гектаров, а в сельхозорганизациях постоянно идет сокращение обрабатываемых площадей. Сегодня многие фермеры сталкиваются с трудностями при попытках продлить аренду земельных участков, зачастую им отказывают в выкупе или аренде земель без торгов. Приоритетное право на пользование земельными ресурсами должно быть у тех, кто живет и работает на земле».
С этими выводами согласен академик РАН Андрей Иванов, который предложил, в частности, воссоздать федеральную земельную службу. Он отметил, что «в стране существует латифундизм с очаговым ведением сельского хозяйства, что приведет в будущем к социально-демографической пустыне».
У трех нянек – дитя без глазу
Профессор Госуниверситета по землеустройству, экс-министр с/х РФ академик РАН Виктор Хлыстун был лаконичен, но его выступление вызвало овации:
– Ситуация в земельном вопросе очень тревожная. Четыре моих тезиса. Первое: мы должны иметь полную информацию о земле: сколько, где, какого качества. Идиотское, извините, решение перейти к заявительному принципу ведения кадастра, по которому только участники сделок ставят свои участки на кадастровый учет и проводят юррегистрацию, привело к тому, что лишь 12-15% поставили участки на кадастровый учет. Остальные, не будучи зарегистирированными, являются нелигитимными. И когда мы говорим об операциях аренды, купли-продажи, мы имеем дело с нелигитимными сделками.
2/3 земли состоят в государственной и муниципальной собственности. Но где государственная, муниципальная, частная – ограничений не проведено. Из-за отсутствия границ любые принимаемые управленческие решения, как минимум, являются спорными, а чаще всего нелигитимными. Поэтому позиция первая: необходимо безотлагательно принимать решения о переходе к сплошному кадастру земельных участков. Позиция вторая: совершенно очевидно, что дискуссия между фермерами и министром с/х Ставрополья говорит о том, что у нас нет четко обозначенной земельной политики. Мы не расставили приоритеты.
И если на Ставрополье устанавливают минимальный размер участка в 2500 га, то это, практически, ставится крест на возможности развития фермерского движения! (Аплодисменты).
Второй тезис. А почему не задаться вопросом: насколько вредны сегодня латифундии? Почему до сих пор не установили жесткий верхний предел земли, находящейся в собственности юр- или физлица? Это страшная позиция.
Принятый закон об обороте земель сельхозназначения плох (я его не подписывал). Он смешал все приоритеты. Мы должны четко сказать: в пределах одного района антимонопольные меры должны быть таковы, что не менее четырех правообладателей должны конкурировать. В противном случае, мы имеем Кущевку, когда все, от главы администрации района до прокурора подчинены вот этой бизнес-структуре, которая владеет подавляющей площадью земли.
Тезис три. Зачем и кому понадобилось единую систему управления земельными ресурсами растащить по ведомственным конторам? При Роскомземе была стройная система по вертикали и горизонтали со всеми службами обеспечения. Недавно в Совете Федерации проходили слушания. Были три представителя – Минсельхоз, Минэк и Росреестр. Я спрашиваю у них: кто из вас принимает всю полноту ответственности за состояние земельных ресурсов в стране. Все сразу замахали руками: ни в коей мере. У национального богатства страны нет органа исполнительной власти. Злополучные земельные отношения кочуют из комитета по собственности в комитет по природным ресурсам. Считаю: принятие ключевых решений в области земельных отношений должно происходить в аграрном комитете Госдумы. Сегодня нужен выход на конкретные законы.
Правительству и Госдуме рекомендовано
Участники слушаний отмечали, что внесенный Правительством законопроект №465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» может еще больше обострить проблемы сохранения в сельхозпроизводстве сельхозугодий. Предусмотренная законопроектом системная замена понятия «земли» на понятия «территории» и «зоны», по оценкам экспертов, приведет к искажению представлений о земле как о самостоятельном охраняемом природном объекте, средстве производства в сельском и лесном хозяйстве, а не только объекте недвижимого имущества. В конечном итоге, по их мнению, появится возможность произвольного перекраивания границ земель сельхозназначения.
Заслушав и обсудив более двадцати выступлений, рассмотрев материалы, поступившие в профильный комитет, участники парламентских слушаний рекомендовали Правительству разработать Стратегию использования земель Российской Федерации, разработать и реализовать самостоятельную федеральную целевую программу «Восстановление и охрана почв», а также новую редакцию Федерального закона «О землеустройстве» и доработать ряд законопроектов.
Государственной Думе рекомендовано ускорить рассмотрение законопроектов №1009633-6 «О внесении изменений в статью 394 Налогового кодекса Российской Федерации» (о налогообложении земель, не используемых по целевому назначению) и №4242-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в части совершенствования механизма залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения».
Комментарий Виктора Хлыстуна
На конференции с острой критикой земельной политики властей Краснодарского края выступила участник «тракторного марша» кубанских фермеров в Москву Елена Дрюкова (этот пробег мы широко освещали). Спецкор попросил В. Хлыстуна прокомментировать эту акцию и земельные проблемы фермеров Ставрополья. Вот его мнение:
– Я не владею всеми деталями, но то, что выражение крестьянской позиции должно иметь место, для меня это совершенно очевидно. Вот просто заткнуться и промолчать, когда тебе затыкают рот в связи с явной несправедливостью – это трусость. Если люди ищут способы доказать свою правоту, то это совершенно нормальное явление. Но при этом они, конечно, должны отдавать себе отчет, что нельзя переступать нормы закона. Вот это надо отслеживать. Я не вижу, что здесь были нарушения каких-то норм. Если имели место какие-то репрессии после тракторного марша, то думаю, что они неправомерны.
Что касается ситуации в Ставрополье, то позиция министра сельского хозяйства края – не просто неправильная, она вредная, страшно вредная. Потому что мировая цивилизационная практика такова: крестьянин нужен не только как производитель сельхозпродукции. Крестьянство – это опора государства, наиболее стабильная часть населения страны.
Второе: решение законодателей края противоречит политике, которую декларирует и осуществляет президент РФ: развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений государственной политики. Решения, которые принимают в Ставрополье, ставят крест на всех возможностях развития этого сектора. Поэтому это абсолютно неверно.